eugene254.web-box.ru/Style/rule
Композиция (от лат, compositio) означает гармоничное сочетание, построение, составление, соединение, сочетание, то есть связь различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности целостности образа.
Целостность характеризуется рядом свойств, таких как: гармоничность, симметрия, асимметрия, динамичность, статичность.
Итак, достижение целостности композиции зависит от способности мастера подчинить второстепенное главному - композиционному центру («смысловому центру», «зрительному центру»).
Композиционный центр (акцент) - это то, что больше всего бросается в глаза в композиции, т.е. место концентрации взгляда. Композиционный центр может находиться в любой части работы и служить им может:
• самая объемная точка;
® линия;
в цветовое пятно (яркое светлое, темное); ® декоративная проработка;
• фактурная поверхность.
Также, композиционный центр должен выполнять какую-либо функцию, иметь значение:
• Конструктивное значение (складки, шарфы и т.д.).
• Символическое значение (броши, значки, талисманы, знаки зодиака).
® Колористическое значение, т.е. объединение частей костюма с помош[ью цвета (любое цветовое пятно).
в Стилистическое значение, т.е. когда акцентом закончен костюм и внесена стилистическая ясность (костюм в морском стиле и т.д.).
• Социальное значение (функция) указывает на социальный статус (положение).
Динамичность и статичность в костюме.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Движение - выразитель времени.
Динамика - это зрительное восприятие движения, стремительности формы.
Динамика - определенное взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего целое воспринимается или статически неуравновешенным, или закономерно изменяющимся по каким-либо направлениям (по вертикали, по горизонтали, по диагонали). Антоним статика.
Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других.
Динамику в костюме можно получить или выразить, следующим образом:
1. если использовать одну или несколько диагональных линий;
2. если внутри костюма асимметрично расположены детали, при этом не изменяющие его силуэт. Например, асимметрично расположенные карманы вызывают ощущение динамичности в
статичной, функциональной форме одежды.
3. если конструктивные линии динамичны.
Например, кривые линии рельефов динамичнее, чем прямые. Объясняется это тем, что криволинейность членений создает определенное беспокойство.
Статика - (статическая, -ий, -ое, -ие) - это определенное взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего, целое воспринимается спокойным, устойчивым, равновесным, неизменным, монументальным. Антоним динамика. Как правило, у статичных предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой образуется форма.
Статичность в костюме можно получить или выразить следующим образом:
1. Если использованы спокойные, ровные движения линий и масс;
2. Если отсутствуют диагональные и кривые линии;
3. Если есть четкие членения по вертикалям и горизонталям; —
4. Если композиция в целом симметричная, уравновешенная;
в целом динамичность и статичность в костюме следует считать относительными, так как в чистом виде они не существуют.
Симметрии и асимметрии в костюме.
Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции.
Симметрия - (в переводе с греческого означает «соразмерность») - это принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. Антоним асимметрия.
При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом.
Симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции.
Асимметрия - это принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого. Антоним симметрия. В отличие от уравновешенной симметрии, которая воспринимается легко и сразу, асимметрия бывает уравновешенной и неуравновешенной и читается постепенно.
8 костюме асимметрию можно обнаружить, например:
• в асимметрично надетом шарфе или косынке обрамляющей шею;
в в продетом сквозь пряжку конце пояса;
® в карманах обращающих на себя внимание как на вариант асимметричной композиции и как на способ уравновешивания путем асимметрии;
9 В асимметричном акценте с помощью фактуры;
• в асимметричных по форме деталях;
• в асимметричном акценте с помощью цвета;
• в асимметричности покроя, где симметричная в целом композиция получается своеобразной и
оригинальной;
® в асимметрично завязанном узле пояса;
® в асимметрично направленном рисунке ткани (полоски, клетки и т.д.);
® в намеренном перемещении линии кроя борта;
в и т.д.
Таким образом, асимметричность композиции в костюме решается путем:
• внутренних членений или при использовании деталей (чаще всего накладных карманов,
украшений), при этом не изменяется общая симметричность формы;
® путем конструктивных линий (линии покроя);
• приемов обработки поверхности (внутренняя формообработка, например, складки, драпировки
и т.д., располагающиеся асимметрично относительно средней линии).
Что же касается функциональной обусловленности костюма, то она содержит в себе оба начала композиции: принцип симметрии и принцип асимметрии.
Симметрия порождается симметричностью строения фигуры, и присуща обычному повседневному костюму.
Асимметричность композиции порождается функциональностью одежды, и создает необычно свежий, изящный нестандартный образ присущий, прежде всего для торжественных случаев.
Контраст.
Одним из самых действенных средств композиции является контраст.
Контраст - это резко выраженная противоположность (противопоставление) свойств (цвета, фактуры, текстуры, размера, веса и т.д.), борьба разных начал: длинный - короткий, толстый -тонкий, крупный - мелкий, светлый - темный, шершавый - гладкий, колючий - мягкий, объемный -плоский и т.д. Антоним нюанс.
Контрастная композиция всегда визуально активна, она активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие форм делает их единство более напряженным, впечатляющим, необычным.
Контрасты различают:
• по светлоте (светлый - темный),
• по цветовому тону (цвет и его дополнительные цвета), ® по насыщенности,
® по фактуре (матовый - блестящий),
® по ассоциациям (выступающие - отступающие, теплые - холодные, легкие - тяжелые, угнетающие - успокаивающие и т.п.).
Нюанс.
Нюанс, как средство композиции имеет не меньшее значение, чем контраст.
Нюанс - это малозаметный переход или различия свойств (в цвете, в размерах, в площадях, в форме и т.д.) упорядочение композиционных начал. Антоним контраст.
В природе нюанс, в основном, служит средством маскировки, несет в себе едва заметный переход, оттенок, сглаживает монотонность и жесткость формы.
Нюансировка - это главное, что делает вещь элегантной, совершенной. Нюанс - это самое тонкое из средств композиции.
Системы формообразования в костюме: комплект, ансамбль, коллекция.
1. Комплект - это костюм, состоящий из взаимозаменяемых вещей, при замене одной части
комплекта другой может измениться стиль и назначение комплекта.
Главное, чтобы костюм отвечал конкретному назначению (например, спортивный костюм, пляжный комплект). Комплект - это многослойная система и число слоев зависит от сезона.
2. Ансамбль - самая сложная система формообразования, элементы костюма подобраны по
единому художественному замыслу.
В модели ансамбля присутствует:
• выделение композиционного центра;
• соподчинение частей костюма, т.е. присутствует главный элемент, а остальные равные между
собой должны подчиняться ему;
® продуманная связь одежды и дополнения; ® подразумевается конкретное назначение.
Система замкнутая значит, ничего нельзя заменить или выбросить без нарушения художественной образности.
Ансамбль не предназначен для массового производства, так как это эксклюзивные авторские модели.
3. Коллекция - это серия вещей различного функционального назначения, объединенная единством характера форм. Коллекция дифференцируется:
• по ассортименту, в по сезонности,
• по конкретному назначению, » по возрастным категориям. Признаки коллекции:
в цельность,
• единство стиля,
® единство цветовой гаммы,
® единство структуры материала,
® единство базовой формы и конструкции,
• единство типов и образов,
® единство творческого метода. 5
Требования:
® единая тема,
в стилистическая ясность,
® композиционная связь.
Роль цвета в одежде. Красота в костюм начинается с цвета, так как первое, что воспринимается в человеке - это та «живопись», что сложилась из всех цветов его костюма и облика в целом. Цвет одежды напрямую
связан с ее: фасоном, фигурой, типом внешности, прической, макияжем, а также с возрастом, темпераментом, временем и местом, а главное с психологической окраской цвета, т.е. с эмоциями, настроением, которые этот цвет вызывает сам по себе у окружающих людей. Поэтому работая над профессиональным имиджем, необходимо хорошо знать, какое воздействие оказывают конкретные цвета, а также обратить внимание на цветовую палитру, которая состоит из:
® «активных» цветов - светлые, чистые, теплые тона (самый «активный» - оранжевый);
® «пассивных» - ненасыщенные цвета холодной части спектра (самый «пассивный» - бледный зелено-голубой);
® «фактурных» - оттеняющих фактуру ткани - теплые, средние, средне насыщенные и серые тона;
® «независимых» - скрывающих фактуру ткани - холодные, насыщенные, белый и черный цвета.
Итак, цвет - это неотъемлемый элемент формы костюма, выразительность восприятия которой зависит от того, в какой цветовой гамме костюм выполнен. С помощью цвета можно получить дополнительную эстетическую информацию о костюме: его функции, его значение как символа, предназначенности для той или иной социальной группы.
Цвет также является и показателем реакции людей на предпочтение ими той или иной гаммы в костюме. Например, люди склонные к цветности, являются чувствительными, легко поддающимися эмоциональным взрывам. Люди, предпочитающие форму и, следовательно, нейтральные тона, характеризуются строгим самоконтролем, педантичным, мало-эмоциональным отношением ко всему окружающему. Такие проявления реакции людей на цвет могли бы быть сознательно использованы при проектировании костюма для различных групп населения.
Если говорить о цветовой композиции костюма, то она определяется в основном двумя факторами:
• функциональностью костюма;
• необходимостью смены модной гаммы.
Проявление функциональности связано с тем, какому событию, случаю или действию посвящен костюм: для праздников или для будней, какие цвета необходимы для выражения функционального содержания костюма.
Известно, например, что особой эмоциональной выразительностью обладает красный цвет, поэтому его чаще всего применяют в композиции юбилейных моделей одежды ведущих Домов мод. Также, например, яркие краски свойственны спортивному костюму. В его композиции органично сочетаются контрастные цветовые и ахроматические тона. При этом черные и белые тона подчеркивают яркость цветовой композиции, усиливают ее контрастность как признак не только костюма для состязания (необычной праздничной обстановки), но и необходимости фиксировать спортивное действие, делать костюм заметным.
Через цветовую композицию, построенную по принципам контраста или нюанса, выражается и социальная принадлежность костюма. В частности молодым людям (в большей степени, чем пожилым) независимо от объемов фигур идет одежда ярче, колоритнее, контрастнее, так как им присуще стремление посредством своей одежды, окрашенной порой в очень яркие тона, демонстрировать свою жизненную энергию.
В Европейской деловой одежде признаком высокого статуса считается ахроматическая и натуральная гамма (природные цвета). Чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус.
Итак, рассмотрим ассоциативные характеристики цвета, возникающие при его восприятии, относительно одежды:
Белый цвет - очень освежает и омолаживает (придает коже сияние и зрительно разглаживает рельеф), но не сообщает о человеке ничего нового. Этот цвет хорош в любом возрасте, при любом темпераменте и, особенно в летнее время. Однако обращаться с ним надо осторожно: он незаметно подчеркивает все недостатки кожи (покраснения, мелкие сосудики), а несвежее «серое» лицо способен просто убить, также белый значительно округляет силуэт и об этом надо помнить. В одежде белый цвет можно использовать в сочетании с другими цветами, и это по мнению психологов будет свидетельствовать об уравновешенности личности, а также о творческой и жизнелюбивой натуре.
Черный цвет - это самый волнующий цвет, как сказал однажды Кристиан Диор. Этот цвет возбуждает скорее фантазию, чем чувства, и поэтому хорош в любом возрасте, при любом темпераменте, практически при любом макияже, в любом месте и в любое время. Для повседневного делового костюма насыщенный черный ярковат, так как он будет угнетать и носящего и смотрящего, а для вечернего туалета, наоборот, идеален. Именно поэтому хороший французский вкус требует ,
наличия в гардеробе «маленького платья», черного цвета. И здесь черный цвет возможен, если ткань обладает интересной поверхностью или прозрачностью (ткани с пленочным покрытием, бархат, кружево, шифон). В этом случае рекомендуется использовать в костюме два - три вида разных тканей черного цвета (например, бархат с тканью типа тафты или шифона), причем, более фактурный материал должен быть использован в верхней части костюма. Также это платье полностью преобразится, если его со вкусом дополнить подобранными шарфами, поясами и украшениями и здесь хороши - белый, пастельные тона, светлые узоры. Для элегантной женщины оно - как холст для художника. Однако с этим цветом также нужно быть осторожнее, так как он прекрасно выделяет фигуру и живот, также подчеркивает недостатки на лице особенно после сорока, например, мелкие моргцинки и провисания кожи. При желтоватой или несвежей коже черной основы также лучше избегать. В таких случаях очень пойдут цвет вина или голубой. Вообпде люди одевающиеся только в черное производят впечатление и привлекают внимание психологов, так как черные одежды носят обычно агрессивные, настроенные на конфликт упрямцы. Именно этот цвет поддерживает слабовольных в укреплении силы духа.
Серый цвет - в любых оттенках излучает спокойствие и уверенность, поэтому носить его лучше молодым, желающим продемонстрировать именно эти качества, но не женщинам в возрасте, когда в наличии этих качеств у них мало кто сомневается. Серый цвет снимает раздражение и поэтому хорошо вписывается в рамки делового костюма. Серый - это фон, на котором можно очень хорошо выразиться, но серая основа довольно холодна и безжизненна и без хорошей отделки и аксессуаров может выглядеть удручающе. При очень молодом лице этот цвет близко к лицу не надевать. Иногда кажется, что темно-серый вообще создан только для того, чтобы подчеркивать и оттенять возраст, но лицам, стремящимся уклониться от чувственных связей, можно рекомендовать темно-серые одежды, так как они помогают достичь равновесия души и физической расслабленности.
По мнению психологов одежду серого цвета любят натуры рассудительные, но в то же время недоверчивые и легкоранимые.
Коричневый цвет - очень положительный консервативный цвет, он приглушает, а иногда подавляет эмоции. Коричневый цвет производит неблагоприятное впечатление особенно при первом контакте, однако в сочетании с другими цветами выглядит элегантно, выражает стабильность, приверженность к традициям. Коричневая основа имеет теплый элегантный вид и дает прекрасный эффект в сочетании с бежевым и пастельными тонами, а также розовыми, нежно-голубыми, золотистыми. С ней хороши яркие аксессуары для общей балансировки цвета. Лучше всех носят коричневую основу блондинки, рыжие и с каштановым цветом волос.
Коричневый цвет в одежде очень нравится, как считается, тем, кто твердо стоит на ногах и ценит традиции.
Бежевый цвет - вбирает в себя все оттенки черного и белого вместе с теплотой коричневого. Подходит почти всем, кроме очень полных или имеющих желтоватую кожу. Подходит для любого времени года и места.
Желтый цвет - веселый, свежий, повышающий настроение, хотя одновременно и тревожащий. Желтый цвет размывает границу силуэта и делает фигуру бесформенной. Поэтому его лучше использовать худым фигурам. Собеседником воспринимается как назойливый. Более строгий и спокойный - солнечный светлый тон без присутствия зеленого оттенка. Желто ~ оранжевый, золотой ассоциируется с лучами восходящего солнца и их характеристики - богатство, дружелюбие, поэтому эти цвета подходят для установления коммуникаций.
Одежду желтого цвета любят носить те, кто легко приспосабливается к различным ситуациям, кто смел и любопытен. Такие люди коммуникабельны.
Бирюзовый цвет - ассоциируется со льдом, водой, бирюзой и его психологические характеристики - далекий и высокомерный.
Синий и голубой цвет - ассоциируется с морской далью, подчеркивает дистанцию, вносит ощущение равновесия. Это символ скромности понимания и ровного характера.
Синий и голубой даны людям исключительно ради положительных эмоций. Это универсальные цвета идеальные для делового костюма. В зависимости от оттенков они придают уверенность, спокойствие и силу, создают деловую, иногда холодную атмосферу, склоняют к мечтательности, излучают покой и нежность, но при любых обстоятельствах вызывают симпатию, подчеркивают профессионализм, а на людей агрессивных и нетерпеливых действуют успокаивающе.
Темно - синяя основа очень хороша, потому что оживляет лицо лучше серого или черного^г добрее к фигуре (зрительно уменьшает объем), чем белый или бежевый. Носить ее можно круглый год.
Например, древнеегипетская богиня Изида носила голубые одежды. В Китае с голубым цветом связывали идею бессмертия. А обычай заворачивать новорожденных мальчиков пошел от желания уберечь их от сглаза и порчи. Так что синий и голубой со всеми их оттенками не имеют никаких противопоказаний.
1еленый цвет - действует успокаивающе и создает ощущение доверия и стабильности. Хорош для делового костюма, однако ядовитые тона зеленого лучше использовать для вечернего костюма. Зеленый с оттенком майской зелени может омолаживать.
Зеленый - это цвет упрямых и слишком прямолинейных людей, которые часто не прислушиваются к чужим мнениям.
Розовый цвет - любят впечатлительные люди, которые доверяют больше своим чувствам, чем разуму. Может быть, отсюда и пошло выражение «розовые мечты».
Розовый цвет действует настолько успокаивающе, что расслабляет, - и этим все сказано.
Красный цвет - особый цвет. Самый импульсивный, потому что подобен пламени; самый эмоциональный, потому что напоминает о спелых фруктах. Он дает практически неограниченные возможности почти всем, но, если на ж:енщине старше пятидесяти или почти лишенной темпераментности надето ярко-красное платье, оно кричит что-нибудь одно из трех: «Я пожилая, но этого не признаю», «Я пожилая, но стараюсь, чтобы этого не замечали», «Я пожилая, но я молода душой». И во всех трех случаях звучит одно и то же: «Я - пожилая». Поэтому после пятидесяти, а также женщинам, не отличающимся темпераментностью, о ярко-красном лучше забыть. Самые интересные цвета после пятидесяти - темно-синий, черный, белый. И не только после пятидесяти. Самые элегантные женщины мира независимо от возраста сосредотачивались на этих цветах. Появилась даже цветовая формула: синий и черный с акцентом белого.
Красный цвет идеален только для непродолжительного общения вне формальной обстановки, так как цвет отвлекает от смысла собеседника подавляет и раздражает его, особенно в сочетании с черным.
Считается, что люди смелые, властные, упрямые, решительные и вспыльчивые очень любят одежду красного цвета.
Фиолетовый цвет - соединяет созерцательный синий и активный красный. Но в итоге оба цвета теряют свое действие. Возникает ощущение бездействия и отсутствия всяких эмоций. Взамен появляется впечатление чего-то экзотичного. Молодым этот цвет со всеми его оттенками практически не подходит никогда.
Пурпурный светлый - классический пурпур - это ярко - красный с фиолетовым отливом, пробуждает фантазию и страсть ко всему новому. Не случайно это цвет королей. Чтобы носить его с достоинством, нужно иметь незаурядные внешние данные.
При разработке и создании профессионального имиджа необходимо учитывать ассоциативные характеристики цвета и принимать во внимание его воздействие на окружающих.
Композиция (от лат, compositio) означает гармоничное сочетание, построение, составление, соединение, сочетание, то есть связь различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности целостности образа.
Целостность характеризуется рядом свойств, таких как: гармоничность, симметрия, асимметрия, динамичность, статичность.
Итак, достижение целостности композиции зависит от способности мастера подчинить второстепенное главному - композиционному центру («смысловому центру», «зрительному центру»).
Композиционный центр (акцент) - это то, что больше всего бросается в глаза в композиции, т.е. место концентрации взгляда. Композиционный центр может находиться в любой части работы и служить им может:
• самая объемная точка;
® линия;
в цветовое пятно (яркое светлое, темное); ® декоративная проработка;
• фактурная поверхность.
Также, композиционный центр должен выполнять какую-либо функцию, иметь значение:
• Конструктивное значение (складки, шарфы и т.д.).
• Символическое значение (броши, значки, талисманы, знаки зодиака).
® Колористическое значение, т.е. объединение частей костюма с помош[ью цвета (любое цветовое пятно).
в Стилистическое значение, т.е. когда акцентом закончен костюм и внесена стилистическая ясность (костюм в морском стиле и т.д.).
• Социальное значение (функция) указывает на социальный статус (положение).
Динамичность и статичность в костюме.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Движение - выразитель времени.
Динамика - это зрительное восприятие движения, стремительности формы.
Динамика - определенное взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего целое воспринимается или статически неуравновешенным, или закономерно изменяющимся по каким-либо направлениям (по вертикали, по горизонтали, по диагонали). Антоним статика.
Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других.
Динамику в костюме можно получить или выразить, следующим образом:
1. если использовать одну или несколько диагональных линий;
2. если внутри костюма асимметрично расположены детали, при этом не изменяющие его силуэт. Например, асимметрично расположенные карманы вызывают ощущение динамичности в
статичной, функциональной форме одежды.
3. если конструктивные линии динамичны.
Например, кривые линии рельефов динамичнее, чем прямые. Объясняется это тем, что криволинейность членений создает определенное беспокойство.
Статика - (статическая, -ий, -ое, -ие) - это определенное взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего, целое воспринимается спокойным, устойчивым, равновесным, неизменным, монументальным. Антоним динамика. Как правило, у статичных предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой образуется форма.
Статичность в костюме можно получить или выразить следующим образом:
1. Если использованы спокойные, ровные движения линий и масс;
2. Если отсутствуют диагональные и кривые линии;
3. Если есть четкие членения по вертикалям и горизонталям; —
4. Если композиция в целом симметричная, уравновешенная;
в целом динамичность и статичность в костюме следует считать относительными, так как в чистом виде они не существуют.
Симметрии и асимметрии в костюме.
Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции.
Симметрия - (в переводе с греческого означает «соразмерность») - это принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. Антоним асимметрия.
При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом.
Симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции.
Асимметрия - это принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого. Антоним симметрия. В отличие от уравновешенной симметрии, которая воспринимается легко и сразу, асимметрия бывает уравновешенной и неуравновешенной и читается постепенно.
8 костюме асимметрию можно обнаружить, например:
• в асимметрично надетом шарфе или косынке обрамляющей шею;
в в продетом сквозь пряжку конце пояса;
® в карманах обращающих на себя внимание как на вариант асимметричной композиции и как на способ уравновешивания путем асимметрии;
9 В асимметричном акценте с помощью фактуры;
• в асимметричных по форме деталях;
• в асимметричном акценте с помощью цвета;
• в асимметричности покроя, где симметричная в целом композиция получается своеобразной и
оригинальной;
® в асимметрично завязанном узле пояса;
® в асимметрично направленном рисунке ткани (полоски, клетки и т.д.);
® в намеренном перемещении линии кроя борта;
в и т.д.
Таким образом, асимметричность композиции в костюме решается путем:
• внутренних членений или при использовании деталей (чаще всего накладных карманов,
украшений), при этом не изменяется общая симметричность формы;
® путем конструктивных линий (линии покроя);
• приемов обработки поверхности (внутренняя формообработка, например, складки, драпировки
и т.д., располагающиеся асимметрично относительно средней линии).
Что же касается функциональной обусловленности костюма, то она содержит в себе оба начала композиции: принцип симметрии и принцип асимметрии.
Симметрия порождается симметричностью строения фигуры, и присуща обычному повседневному костюму.
Асимметричность композиции порождается функциональностью одежды, и создает необычно свежий, изящный нестандартный образ присущий, прежде всего для торжественных случаев.
Контраст.
Одним из самых действенных средств композиции является контраст.
Контраст - это резко выраженная противоположность (противопоставление) свойств (цвета, фактуры, текстуры, размера, веса и т.д.), борьба разных начал: длинный - короткий, толстый -тонкий, крупный - мелкий, светлый - темный, шершавый - гладкий, колючий - мягкий, объемный -плоский и т.д. Антоним нюанс.
Контрастная композиция всегда визуально активна, она активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие форм делает их единство более напряженным, впечатляющим, необычным.
Контрасты различают:
• по светлоте (светлый - темный),
• по цветовому тону (цвет и его дополнительные цвета), ® по насыщенности,
® по фактуре (матовый - блестящий),
® по ассоциациям (выступающие - отступающие, теплые - холодные, легкие - тяжелые, угнетающие - успокаивающие и т.п.).
Нюанс.
Нюанс, как средство композиции имеет не меньшее значение, чем контраст.
Нюанс - это малозаметный переход или различия свойств (в цвете, в размерах, в площадях, в форме и т.д.) упорядочение композиционных начал. Антоним контраст.
В природе нюанс, в основном, служит средством маскировки, несет в себе едва заметный переход, оттенок, сглаживает монотонность и жесткость формы.
Нюансировка - это главное, что делает вещь элегантной, совершенной. Нюанс - это самое тонкое из средств композиции.
Системы формообразования в костюме: комплект, ансамбль, коллекция.
1. Комплект - это костюм, состоящий из взаимозаменяемых вещей, при замене одной части
комплекта другой может измениться стиль и назначение комплекта.
Главное, чтобы костюм отвечал конкретному назначению (например, спортивный костюм, пляжный комплект). Комплект - это многослойная система и число слоев зависит от сезона.
2. Ансамбль - самая сложная система формообразования, элементы костюма подобраны по
единому художественному замыслу.
В модели ансамбля присутствует:
• выделение композиционного центра;
• соподчинение частей костюма, т.е. присутствует главный элемент, а остальные равные между
собой должны подчиняться ему;
® продуманная связь одежды и дополнения; ® подразумевается конкретное назначение.
Система замкнутая значит, ничего нельзя заменить или выбросить без нарушения художественной образности.
Ансамбль не предназначен для массового производства, так как это эксклюзивные авторские модели.
3. Коллекция - это серия вещей различного функционального назначения, объединенная единством характера форм. Коллекция дифференцируется:
• по ассортименту, в по сезонности,
• по конкретному назначению, » по возрастным категориям. Признаки коллекции:
в цельность,
• единство стиля,
® единство цветовой гаммы,
® единство структуры материала,
® единство базовой формы и конструкции,
• единство типов и образов,
® единство творческого метода. 5
Требования:
® единая тема,
в стилистическая ясность,
® композиционная связь.
Роль цвета в одежде. Красота в костюм начинается с цвета, так как первое, что воспринимается в человеке - это та «живопись», что сложилась из всех цветов его костюма и облика в целом. Цвет одежды напрямую
связан с ее: фасоном, фигурой, типом внешности, прической, макияжем, а также с возрастом, темпераментом, временем и местом, а главное с психологической окраской цвета, т.е. с эмоциями, настроением, которые этот цвет вызывает сам по себе у окружающих людей. Поэтому работая над профессиональным имиджем, необходимо хорошо знать, какое воздействие оказывают конкретные цвета, а также обратить внимание на цветовую палитру, которая состоит из:
® «активных» цветов - светлые, чистые, теплые тона (самый «активный» - оранжевый);
® «пассивных» - ненасыщенные цвета холодной части спектра (самый «пассивный» - бледный зелено-голубой);
® «фактурных» - оттеняющих фактуру ткани - теплые, средние, средне насыщенные и серые тона;
® «независимых» - скрывающих фактуру ткани - холодные, насыщенные, белый и черный цвета.
Итак, цвет - это неотъемлемый элемент формы костюма, выразительность восприятия которой зависит от того, в какой цветовой гамме костюм выполнен. С помощью цвета можно получить дополнительную эстетическую информацию о костюме: его функции, его значение как символа, предназначенности для той или иной социальной группы.
Цвет также является и показателем реакции людей на предпочтение ими той или иной гаммы в костюме. Например, люди склонные к цветности, являются чувствительными, легко поддающимися эмоциональным взрывам. Люди, предпочитающие форму и, следовательно, нейтральные тона, характеризуются строгим самоконтролем, педантичным, мало-эмоциональным отношением ко всему окружающему. Такие проявления реакции людей на цвет могли бы быть сознательно использованы при проектировании костюма для различных групп населения.
Если говорить о цветовой композиции костюма, то она определяется в основном двумя факторами:
• функциональностью костюма;
• необходимостью смены модной гаммы.
Проявление функциональности связано с тем, какому событию, случаю или действию посвящен костюм: для праздников или для будней, какие цвета необходимы для выражения функционального содержания костюма.
Известно, например, что особой эмоциональной выразительностью обладает красный цвет, поэтому его чаще всего применяют в композиции юбилейных моделей одежды ведущих Домов мод. Также, например, яркие краски свойственны спортивному костюму. В его композиции органично сочетаются контрастные цветовые и ахроматические тона. При этом черные и белые тона подчеркивают яркость цветовой композиции, усиливают ее контрастность как признак не только костюма для состязания (необычной праздничной обстановки), но и необходимости фиксировать спортивное действие, делать костюм заметным.
Через цветовую композицию, построенную по принципам контраста или нюанса, выражается и социальная принадлежность костюма. В частности молодым людям (в большей степени, чем пожилым) независимо от объемов фигур идет одежда ярче, колоритнее, контрастнее, так как им присуще стремление посредством своей одежды, окрашенной порой в очень яркие тона, демонстрировать свою жизненную энергию.
В Европейской деловой одежде признаком высокого статуса считается ахроматическая и натуральная гамма (природные цвета). Чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус.
Итак, рассмотрим ассоциативные характеристики цвета, возникающие при его восприятии, относительно одежды:
Белый цвет - очень освежает и омолаживает (придает коже сияние и зрительно разглаживает рельеф), но не сообщает о человеке ничего нового. Этот цвет хорош в любом возрасте, при любом темпераменте и, особенно в летнее время. Однако обращаться с ним надо осторожно: он незаметно подчеркивает все недостатки кожи (покраснения, мелкие сосудики), а несвежее «серое» лицо способен просто убить, также белый значительно округляет силуэт и об этом надо помнить. В одежде белый цвет можно использовать в сочетании с другими цветами, и это по мнению психологов будет свидетельствовать об уравновешенности личности, а также о творческой и жизнелюбивой натуре.
Черный цвет - это самый волнующий цвет, как сказал однажды Кристиан Диор. Этот цвет возбуждает скорее фантазию, чем чувства, и поэтому хорош в любом возрасте, при любом темпераменте, практически при любом макияже, в любом месте и в любое время. Для повседневного делового костюма насыщенный черный ярковат, так как он будет угнетать и носящего и смотрящего, а для вечернего туалета, наоборот, идеален. Именно поэтому хороший французский вкус требует ,
наличия в гардеробе «маленького платья», черного цвета. И здесь черный цвет возможен, если ткань обладает интересной поверхностью или прозрачностью (ткани с пленочным покрытием, бархат, кружево, шифон). В этом случае рекомендуется использовать в костюме два - три вида разных тканей черного цвета (например, бархат с тканью типа тафты или шифона), причем, более фактурный материал должен быть использован в верхней части костюма. Также это платье полностью преобразится, если его со вкусом дополнить подобранными шарфами, поясами и украшениями и здесь хороши - белый, пастельные тона, светлые узоры. Для элегантной женщины оно - как холст для художника. Однако с этим цветом также нужно быть осторожнее, так как он прекрасно выделяет фигуру и живот, также подчеркивает недостатки на лице особенно после сорока, например, мелкие моргцинки и провисания кожи. При желтоватой или несвежей коже черной основы также лучше избегать. В таких случаях очень пойдут цвет вина или голубой. Вообпде люди одевающиеся только в черное производят впечатление и привлекают внимание психологов, так как черные одежды носят обычно агрессивные, настроенные на конфликт упрямцы. Именно этот цвет поддерживает слабовольных в укреплении силы духа.
Серый цвет - в любых оттенках излучает спокойствие и уверенность, поэтому носить его лучше молодым, желающим продемонстрировать именно эти качества, но не женщинам в возрасте, когда в наличии этих качеств у них мало кто сомневается. Серый цвет снимает раздражение и поэтому хорошо вписывается в рамки делового костюма. Серый - это фон, на котором можно очень хорошо выразиться, но серая основа довольно холодна и безжизненна и без хорошей отделки и аксессуаров может выглядеть удручающе. При очень молодом лице этот цвет близко к лицу не надевать. Иногда кажется, что темно-серый вообще создан только для того, чтобы подчеркивать и оттенять возраст, но лицам, стремящимся уклониться от чувственных связей, можно рекомендовать темно-серые одежды, так как они помогают достичь равновесия души и физической расслабленности.
По мнению психологов одежду серого цвета любят натуры рассудительные, но в то же время недоверчивые и легкоранимые.
Коричневый цвет - очень положительный консервативный цвет, он приглушает, а иногда подавляет эмоции. Коричневый цвет производит неблагоприятное впечатление особенно при первом контакте, однако в сочетании с другими цветами выглядит элегантно, выражает стабильность, приверженность к традициям. Коричневая основа имеет теплый элегантный вид и дает прекрасный эффект в сочетании с бежевым и пастельными тонами, а также розовыми, нежно-голубыми, золотистыми. С ней хороши яркие аксессуары для общей балансировки цвета. Лучше всех носят коричневую основу блондинки, рыжие и с каштановым цветом волос.
Коричневый цвет в одежде очень нравится, как считается, тем, кто твердо стоит на ногах и ценит традиции.
Бежевый цвет - вбирает в себя все оттенки черного и белого вместе с теплотой коричневого. Подходит почти всем, кроме очень полных или имеющих желтоватую кожу. Подходит для любого времени года и места.
Желтый цвет - веселый, свежий, повышающий настроение, хотя одновременно и тревожащий. Желтый цвет размывает границу силуэта и делает фигуру бесформенной. Поэтому его лучше использовать худым фигурам. Собеседником воспринимается как назойливый. Более строгий и спокойный - солнечный светлый тон без присутствия зеленого оттенка. Желто ~ оранжевый, золотой ассоциируется с лучами восходящего солнца и их характеристики - богатство, дружелюбие, поэтому эти цвета подходят для установления коммуникаций.
Одежду желтого цвета любят носить те, кто легко приспосабливается к различным ситуациям, кто смел и любопытен. Такие люди коммуникабельны.
Бирюзовый цвет - ассоциируется со льдом, водой, бирюзой и его психологические характеристики - далекий и высокомерный.
Синий и голубой цвет - ассоциируется с морской далью, подчеркивает дистанцию, вносит ощущение равновесия. Это символ скромности понимания и ровного характера.
Синий и голубой даны людям исключительно ради положительных эмоций. Это универсальные цвета идеальные для делового костюма. В зависимости от оттенков они придают уверенность, спокойствие и силу, создают деловую, иногда холодную атмосферу, склоняют к мечтательности, излучают покой и нежность, но при любых обстоятельствах вызывают симпатию, подчеркивают профессионализм, а на людей агрессивных и нетерпеливых действуют успокаивающе.
Темно - синяя основа очень хороша, потому что оживляет лицо лучше серого или черного^г добрее к фигуре (зрительно уменьшает объем), чем белый или бежевый. Носить ее можно круглый год.
Например, древнеегипетская богиня Изида носила голубые одежды. В Китае с голубым цветом связывали идею бессмертия. А обычай заворачивать новорожденных мальчиков пошел от желания уберечь их от сглаза и порчи. Так что синий и голубой со всеми их оттенками не имеют никаких противопоказаний.
1еленый цвет - действует успокаивающе и создает ощущение доверия и стабильности. Хорош для делового костюма, однако ядовитые тона зеленого лучше использовать для вечернего костюма. Зеленый с оттенком майской зелени может омолаживать.
Зеленый - это цвет упрямых и слишком прямолинейных людей, которые часто не прислушиваются к чужим мнениям.
Розовый цвет - любят впечатлительные люди, которые доверяют больше своим чувствам, чем разуму. Может быть, отсюда и пошло выражение «розовые мечты».
Розовый цвет действует настолько успокаивающе, что расслабляет, - и этим все сказано.
Красный цвет - особый цвет. Самый импульсивный, потому что подобен пламени; самый эмоциональный, потому что напоминает о спелых фруктах. Он дает практически неограниченные возможности почти всем, но, если на ж:енщине старше пятидесяти или почти лишенной темпераментности надето ярко-красное платье, оно кричит что-нибудь одно из трех: «Я пожилая, но этого не признаю», «Я пожилая, но стараюсь, чтобы этого не замечали», «Я пожилая, но я молода душой». И во всех трех случаях звучит одно и то же: «Я - пожилая». Поэтому после пятидесяти, а также женщинам, не отличающимся темпераментностью, о ярко-красном лучше забыть. Самые интересные цвета после пятидесяти - темно-синий, черный, белый. И не только после пятидесяти. Самые элегантные женщины мира независимо от возраста сосредотачивались на этих цветах. Появилась даже цветовая формула: синий и черный с акцентом белого.
Красный цвет идеален только для непродолжительного общения вне формальной обстановки, так как цвет отвлекает от смысла собеседника подавляет и раздражает его, особенно в сочетании с черным.
Считается, что люди смелые, властные, упрямые, решительные и вспыльчивые очень любят одежду красного цвета.
Фиолетовый цвет - соединяет созерцательный синий и активный красный. Но в итоге оба цвета теряют свое действие. Возникает ощущение бездействия и отсутствия всяких эмоций. Взамен появляется впечатление чего-то экзотичного. Молодым этот цвет со всеми его оттенками практически не подходит никогда.
Пурпурный светлый - классический пурпур - это ярко - красный с фиолетовым отливом, пробуждает фантазию и страсть ко всему новому. Не случайно это цвет королей. Чтобы носить его с достоинством, нужно иметь незаурядные внешние данные.
При разработке и создании профессионального имиджа необходимо учитывать ассоциативные характеристики цвета и принимать во внимание его воздействие на окружающих.